При формировании отдела продаж крайне важно задуматься с самого начала о создании карьерной модели. Для чего она нужна и какие имеет преимущества постараемся разобрать ниже.
У большинства руководителей есть ошибочное мнение — «я плачу сотруднику зарплату и этого достаточно» и второе «сотрудник должен работать в компании (причем как можно дольше в одной должности) и ничего больше не просить». Наверняка многие с таким сталкивались (как руководители, так и менеджеры). Проблему вовлечённости персонала конечно же необходимо решать в комплексе (правильно выстроенная система мотивации, корпоративная культура, карьерная модель и многое другое). Как раз одним из эффективных инструментов в этом вопросе является — действующая карьерная модель.
Гораздо эффективнее вырастить своих сотрудников, нежели тратить время, деньги на «покупку» со стороны. Ведь такой подход далеко не всегда выигрышный в долгосрочной перспективе.
Один из лучших примеров карьерной модели нам демонстрирует Макдональдс. В компанию невозможно устроиться на руководящую должность, не пройдя путь с самой начальной должности в компании. Именно это позволяет компании получать на ключевые позиции максимально эффективных и мотивированных сотрудников, которые и вносят основной вклад в общий успех компании.
Основные критерии карьерной модели:
- Карьерная модель должна быть реальной. Сотрудникам необходимо понимать, что она «работает», а не просто сделана для галочки!
- Важно, на начальном этапе закрепить, что конкретно должен сделать сотрудник (результаты, сроки, приобретенные навыки), чтобы получить возможность претендовать на карьерный рост! Это очень важный момент, в котором допускается ошибка в 95% случаев.К примеру, для того, чтобы претендовать на руководящую позицию, необходимо в рамках должности менеджера приобретать навыки управления, а не просто получить новую должность за выполнение плана продаж!
- Ввести промежуточные позиции, в рамках которых сотрудник будет приобретать необходимые навыки для следующей должности (например, менеджер по продажам ➡ наставник ➡супервайзер ➡ руководитель отдела). На каждом этапе сотрудник приобретает необходимые навыки и знания для перехода на следующий уровень. Для большего эффекта на первой ступени разбить шаги по увеличению оклада/% (к примеру ,первый уровень оклад 10тыс, если в течении 3 месяцев подряд планы выполняются от 100%, то оклад увеличивается до 15 тыс и т.д). Это позволит вовлечь и замотивировать гораздо больше сотрудников.
- Не все хотят быть руководителями, поэтому не стоит всех направлять по одной ветке! Разработайте горизонтальный и вертикальный рост (в рамках отдела и в рамках компании в смежные подразделения).
- Визуализируйте карьерную модель в отделе продаж. Каждый сотрудник должен знать ее наизусть и каждый день приближаться к достижению своей цели.
- Руководитель должен понимать, кто из его сотрудников на что нацелен. Недопустимы ситуации, когда сотрудник сидел год без желания, а при образовании вакансии вдруг выдвинул свою кандидатуру. Создавайте кадровый резерв, развивайте людей и эффект от карьерной модели с лихвой себя окупит.
Преимущества карьерной модели
Как видно из описанного выше, карьерная модель очень важный и необходимый инструмент мотивации в любой компании. Если вы хотите вовлекать персонал, мотивировать и заражать на новые свершения, то карьерная модель станет одним из самых важных инструментов мотивации в вашей компании.
Остались вопросы, можно задать их в комменатриях.